Замена цепной передачи на Бурановскую.

Prizrak

Модератор
Команда форума
Здравствуйте.

В данном посте, я попытаюсь описать процедуру модернизации главной цепной передачи на снегоходе «Итлан Каюр». Попытаемся заменить родную цепь со звездами на цепь и звезды от снегохода «Буран».

Цель: Уменьшить вытягивание цепи, снизить нагрузку на двигатель, увеличить тягу.

Для тех, кто не в курсе, опишу причину такой замены.

1. Штатно на снегоходе «Каюр» применена цепь от мотоциклов «Минск», «Восход». Для летних условий на мотоциклах она подходит, но на снегоходе эта цепь работает на пределе. Следствием этого является ее сильное вытягивание. Цепь приходится очень часто подтягивать, а на данном снегоходе это сделать не так-то просто. Поэтому нашу цепь заменим на двухрядную от «Бурана», она должна тянуться намного меньше.

2. Замена штатной цепи на цепь другого типа, тем более двухрядную, ведет за собой и замену звезд. Попутным эффектом этой замены, является еще и увеличение передаточного числа цепной передачи со штатного 2 до повышенного 2,26. А это немного увеличивает тягу без потери в максимальной скорости. Увеличение тяги составит около 10%... Немного, но уже чувствительно.

Итак, начнем.

Нам понадобится:

1. Звезда натяжителя цепи от снегохода «Буран» (стоимость около 500 руб.)
8872.jpg
2. Звезда ведущего вала от Снегохода «Буран» (стоимость около 1000 руб.)
000000477_b.jpg
3. Цепь от снегохода «Буран» (стоимость около 1000 руб.)
659198000no.jpgЭто двухрядная цепь марки 2ПВ-9,525-2000 на 98 звеньев вроде…

4. Токарь
5. Сварщик


Если сможете найти эти комплектующие в гараже у соседа, например, то выйдет намного дешевле. Я покупал только звезду натяжителя, остальное мне досталось бесплатно.

Обратите внимание на последние два пункта, без токаря и сварщика, ничего не получится, увы…

В своем родном виде, данные детали на этот снегоход не установить. А значит, их придется доработать.


Начнем.


Токарю заказываем доработать звезду ведущего вала снегохода «Буран» до вот такого вида:
Звезда ведомая.jpg
Поясню:

Необходимо проточить центр звезды до диаметра в 45 мм, и просверлить четыре отверстия диаметром 8,5 мм, расположенных по окружности диаметром 70 мм.

Сложность тут заключается в том, что звезда каленая и сверло ее не берет.

Далее возможны варианты:

1. Токарь доработал звезду точно по чертежу, молодец.

2. Токарь проточил центр звезды, но не смог просверлить отверстия, не очень хорошо, но пойдет.

3. Токарь вообще отказался работать со звездой. На этом ваши доработки и заканчиваются, увы…

Далее буду описывать ваши действия по вариантам:

Вариант №1

Сразу, скажу. Ваш токарь молодец. Мне токарь так и не смог просверлить отверстия.

Нам потребуется изготовить новую ведущую звезду.

Опять идем к токарю и заказываем ему вот это (ступица звезды ведущей):
Ступица звезды ведущей Z19.jpg
Для варианта №1: А = 25 мм.
Для варианта №2: А = 28 мм.

Материал – сталь. Закалка не нужна.

Кроме этого нам потребуется упорная шайба:

Упорная Шайба:
Шайба.jpg
Назначение шайбы вы поймете чуть позже )))

Вроде бы и уже все, можно идти теперь к сварщику, однако в процессе эксплуатации выяснилось, что требует доработки еще и ступица тормозного диска, почему опишу чуть позже, на этапе сборки.

Итак, опять бежим к токарю, ступицу тормозного диска надо доработать вот до такого вида:
Untitled-1.jpg
Поясню:

Требуется со стороны крепежного болта (тот болт что фиксирует ступицу на валу), проточить круговое углубление, диаметром 34мм и глубиной 5мм.

Далее нам потребуется прижимная шайба:
Шайба2.jpg

Теперь ступица тормозного диска будет фиксироваться на валу, при помощи этой шайбы. Причину такого решения, опишу опять же в разделе сборки.

Если все это изготовлено, тогда пора обращаться к сварщику.

Сварщик должен изготовить новую ведущую звезду.

Одеваем звезду натяжителя от «Бурана» на изготовленную токарем ступицу звезды ведущей. Если токарь не слепой и не кривой, то звезда должна сесть с натягом.
SDC16827.JPG
Привариваем звезду к ступице. Надо проварить по периметру и при этом не перегреть деталь, чтоб не отпустить закалку звезды.

Чтобы металл не повело при сварке, и звезда села ровно, сначала советую сделать прихватки сваркой по диаметрам, крестом. Так, чтоб точки сварки находились на противоположных сторонах детали. И только потом, короткими стежками, обваривать периметр, периодически давая детали остыть.

Новая ведущая звезда под двухрядную цепь готова.
 
Последнее редактирование:

Prizrak

Модератор
Команда форума
Вариант №2

Ну что-ж, я вас поздравляю, вы пойдете по моему пути.

В данном варианте, будет чуть больше токарки.

Итак, действуете по варианту №1, но для ступицы звезды ведущей размер А = 28 мм., кроме того, дополнительно, вам потребуется изготовить новую деталь:

Ступица звезды ведомой:
Ступица звезды ведомой Z43.jpg


Материал сталь. Закалка не нужна.

На этом различия между вариантами 1 и 2 заканчиваются.


Вариант №3

Вам не повезло. Все бросаете, и идете кататься на родной цепочке…
 

Prizrak

Модератор
Команда форума
Сборка

Вернее пока РАЗборка ))))

Разбираем штатную цепную передачу.

-Снимаем левую боковину (красный пластик).

-Снимаем левое крыло (черный пластик), он держится на саморезах, но если вы его еще не снимали, то учтите, что в одном месте он сидит на заклепках. Это в месте крепления к замку боковины, когда снимете красную боковину, увидите замок. Выглядит как перемычка между крылом (черная боковина) и приборной панелью, с отверстием в центре. К крылу и боковине крепится вытяжными заклепками. Заклепки надо будет аккуратно высверлить, и в будущем заменить на подходящие болтики с гайками.

-Снимаем и отводим в сторону тормозной суппорт, сливать жидкость необязательно. Пусть суппорт болтается на шланге. Аккуратно положите его в сторону, чтоб сам суппорт и шланг вам не мешали.

-Отворачиваем центральный болт на ступице тормозного диска (три болта крепящих сам диск к ступице отворачивать не надо), и снимаем диск вместе со ступицей.

-Отворачиваем саморезы крепления кожуха цепи и снимаем кожух. Саморезов три. Два по краям кожуха, слева и справа, и один вверху.

-Ослабляем 4 болта крепления ведомого шкива вариатора (находятся за ведущей звездочкой), и ослабляем натяжку цепи до минимума, натяжной болт выкручиваем до самого нижнего положения вала ведомого шкива.

-Отворачиваем центральный болт крепления ступицы ведомой звезды к валу. Не стоит пытаться отвернуть 4 крепежных болта на ведомой звезде. Только намучаетесь. Отворачивайте только центральный болт.

-Снимаем ведущую и ведомую звезды с валов вместе с цепью. (осторожно не потеряйте шпонки)

-Ведущую звезду и цепь сразу откладываем в сторонку, а ведомую звезду надо сначала снять со ступицы, открутив 4 крепежных болта. Теперь, когда звезда у вас в руках, сделать это легко и просто. А отвернуть их на месте не получится без проворачивания гусеницы. Кроме того, вы не вынете болты пока не снимете ступицу с вала.
 

Prizrak

Модератор
Команда форума
Вот собственно и начинается этап сборки )))

И опять у нас есть два варианта:

Вариант №1

Токарь доработал звезду ведущего вала от «Бурана» (Большая звезда) точно по чертежу. Расточен центр, и просверлены 4 отверстия.

Доработанную звезду (Большая звезда) одеваем на родную ступицу штатной ведомой звезды, и крепим четырьмя болтами. Внимание, когда будете заказывать токарю доработку этой звезды, знайте, соблюдение точности размера очень важно. Звезда должна садиться на ступицу с легким натягом. И ни в коем случае она не должна болтаться на ступице!


Вариант №2

Токарь не смог просверлить каленую звезду, и поэтому проточил только центр…

Ничего страшного, просто придется еще раз побеспокоить сварщика.

Берем изготовленную токарем ступицу звезды ведомой, одеваем на нее доработанную звезду ведущего вала от «Бурана», и приварием. Сварку производим по тому же методу, по которому мы изготавливали ведущую звезду.

Звезду можно приварить и к родной ступице, просто в этом случае вы теряете возможность возврата к штатной конструкции.

Внимание, когда будете заказывать токарю доработку этой звезды, знайте, соблюдение точности размера очень важно. Звезда должна садиться на ступицу с легким натягом. И ни в коем случае она не должна болтаться на ступице!

Далее уже пойдет просто сборка узла:

Для начала прикинем новую цепь по длине.

Накидываем цепь на ведомую звезду и вместе со звездой (после установки звезды цепь накинуть не получится, слишком близко к днищу) одеваем на ведущий вал гусеницы, шпонку на этом этапе можно пока не ставить.

Одеваем ведущую звезду на вал ведомого шкива вариатора, и накидываем на нее цепь.

Мы видим, что цепь от «Бурана» для нас слишком длинная, ее надо укоротить.
SDC16824.JPG
Укоротить цепь надо примерно на 10 звеньев. Когда накинете сами увидите сколько именно звеньев надо убрать, т.к. это зависит от вытяжки цепи (для Б/У цепей)…

Укорачиваем цепь.

-Кладем цепь на массивный металлический предмет, например, наковальню. Под то место где будем разъединять цепь (под ось), надо подложить втулку или гайку. Втулку/гайку подбираем так, чтоб ее внутренний диаметр был чуть больше диаметра оси звеньев. Так чтоб эта ось могла свободно пройти внутрь гайки.

-Берем молоток, и резким ударом по оси сживляем ее. Увидите как ось провалится, и встанет заподлицо со звеном.

-Далее выколоткой, диаметром чуть меньше диаметра выбиваемой оси, выколачиваем эту ось из цепи.

ВНИМАНИЕ! Не надо выбивать ось полностью. Пусть останется торчать в последней пластине цепи.

Итак, мы разъединили цепь. Теперь с любого конца цепи отсчитываем нужное нам количество звеньев и повторяем операцию по разъединению.

После удаления нужного количества звеньев, у вас в руках должна остаться цепь, на одном конце кторой звено с наружными пластинами, а на другом – с внутренними (соединение типа папа/мама) иначе вы обратно цепь не соедините. Также на крайнем звене с наружными пластинами должна торчать выбитая ось.

Теперь соединяем нашу укороченную цепь, и легкими ударами молотка загоняем выбитую ось назад. Когда ось покажется с обратной стороны звена, переворачиваем цепь и ударами молотка расклепываем эту ось.

Цепь готова.

После того как все подогнали, собирайте узел, думаю с этим вы справитесь и без моих указаний :D
 
Последнее редактирование:

Prizrak

Модератор
Команда форума
Ньюанс№1

Ступица тормозного диска может задевать за цепь, именно так получилось у меня, на фото ниже четко видны следы такого.

Это следствие того, что новая цепь шире старой. И, хотя, я подкорректировал после этого размеры на чертеже, чтоб избавить вас от этого, но возможно этого будет недостаточно.
SDC16831.JPG
Именно на этот случай мы и изготавливали шайбу упорную.
SDC16832.JPG
Как видно из фото, шайба изготавливается в размер выемки в ступице. И служит для того, чтоб отодвинуть ступицу от цепи.

Ньюанс №2.

При сборке вы увидите, что ступица тормозного диска теперь не садится на вал полностью (на всю глубину), Вот на этот случай мы и дорабатывали ступицу тормозного диска. А также точили прижимные шайбы. Одна шайба крепит ведущую звезду, одна - ведомую...
Лучше если вы перед обращением к токарю, все же сначала примерите ступицу с новой цепью, т.к. у меня глубина проточки получилась 5 мм, а у вас может быть другой…

Ньюанс №3

Также, теперь цепь будет задевать и за пластиковый кожух в верхней его части. Надо будет его чуть отодвинуть от цепи. Для этого достаточно подложить под кожух в месте его крепления саморезами по маленькой гайке, так чтоб гайка находилась между кожухом цепи и рамой, а саморез крепления кожуха был завернут через эту гайку. Саморезы при этом желательно взять немного подлиннее.

Верхний саморез можно не заворачивать, или можно просверлить под него в кожухе новое отверстие.

Ну и положение тормозного суппорта придется регулировать заново.

В итоге у вас должно получиться вот так:
SDC16830.JPG
В собранном виде:
SDC16833.JPG

P.S.

На сегодня минул почти год с момента реализации идеи. Могу сказать, что идея себя оправдала на 120%.

За сезон (зима 2012-2013, общий сезонный пробег снегохода 700 км) цепь ни разу не потребовала подтяжки. Максимальная скорость не изменилась. А вот в снегу снежику стало чувствительно полегче. Теперь в подъемах движок не тухнет как раньше, да по глубокому снегу идет намного увереннее
 
Последнее редактирование:

Lelik

Новичок
Ну вот и пришло мое время так сказать по модернизации)) а именно по увеличению ПЧ !будучи професиональным сварщиком хочу подкинуть вам рацуху как сверлить и протачивать звезду! это совсем несложно! вообщем нам нужно отпустить метал в местах обработки,не вредя рабочую поверхность тоесть зубя ! для этого вам понадобится асбест либо листовой либо порошковый! размачиваем его в воде-делаем густую кашу ! потом этой кашей плотнечком обмазываете зубья толщиной сантима 2-3 по всей окружности звезды!и начинаете процедуру отпуска! это можно сделать либо электросваркой малым током длинной дугой- греем внутреннюю часть со шлицами(их все равно вырезать надо) либо бензорезом либо автогеном(но все одно со внутренней части звезды-тоесть шлици! при этом асбестовую нашлепку поливаем водой(он хорошо впитывает воду и охлаждает зубья)-не допускаем попадания воды на прогреваемую часть звезды!потихоньку доводим цвет гретого метала до малинового-до той области где отверстия под болты! и даем металу остыть самостоятельно (ПРИЭТОМ НЕ ЗАБЫВАЕМ ПОСТОЯННО ПРОПИТЫВАТЬ АСБЕСТ ВОДОЙ) после полного остывания звезда отлично точиться и сверлиться,а зубья остаются невредимымитоесть закаленными!
 

Prizrak

Модератор
Команда форума
Спасибо.
Однако способ актуален только при переходе на двухрядку как делал я.
В то время это был самый доступный способ.
Сейчас есть в продаже искомые звезды под наши валы, цепь и шпонку. Их нужно только немного доработать. А это сделать можно и без отпуска металла.
 

Lelik

Новичок
Спасибо.
Однако способ актуален только при переходе на двухрядку как делал я.
В то время это был самый доступный способ.
Сейчас есть в продаже искомые звезды под наши валы, цепь и шпонку. Их нужно только немного доработать. А это сделать можно и без отпуска металла.

Это точно! сам понимаешь цепочка от минскача слабовата,не колесо же 60 килограмоваму моцику крутить)) чет разрабодчики не подумали ижевскую цепь поставить)та посолидней будет-и в 400 кг моцик с коляской тащит )) а я на днях как глянул на цепачек в шоке был))-пробег 400 км а цепь как веревка болтается))вообщем твое предложение полюбому посерьезней будет))
 
Последнее редактирование модератором:

Prizrak

Модератор
Команда форума
вообщем твое предложение полюбому посерьезней будет))

Ну не обязательно на двухрядку прыгать, она конечно крепче родной, но в том и дело, что родная у нас просто некачественная стоит.

Люди просто покупали качественную импортную цепь с нашим шагом и довольны. Тоже говорят не тянется.
 

Росомахх

Пользователь
Не знаю,у меня практически не тянется...однорядка,а уж ей с 2010 выпуска...
 

Lelik

Новичок
Специально для Козыря небольшая доработка буркиного ПЧ ввощем делаем как описал призак только муфту на ведущий ва вот такуюyy.jpegведущую звездочку загоняешь почти в самый конец (в сторону ведомого варика) и обвариваешь с двух сторонФото-0084.jpg больше никаких шайб расточек сдесь не нужно, цепь садиться отлично даже с замком и ни за что не цепляет(я поставил разъемную с замком)Фото-0092.jpg в такой доработке цепь цепляет раму не несущую ее часть,в течении 10 мин я сделал вот такФото-0086.jpg сдул пол трубы и вварил усиленную вставку повторюсь этот участок не являеся нисущим! все окей ведомая звезда становится на место родной без всяких переделок Фото-0093.jpgспособ ее сверления и расточки я описал чуть выше ! и получилось как то такФото-0090.jpgни звезды ни цепь нигде не трет и ни ципляет,без дополнительных шайб! все становиться на родные места !
 
Сверху